Вторая ночь на приюте была беспокойной. Разбудил меня далеко за полночь непонятный звук и шепот Вовы: "Ты слышишь?" Сложно оценить расстояние на слух, но где-то рядом бродил медведь и громко возмущался.
Запив скромный походный ужин самым дорогим на свете пивом "Дон", купленном в импровизированном магазинчике на приюте "Фишт" за 450 рублей, мы спрятались в палатку. Как только стало смеркаться улеглись спать. В соседних палатках никто спать не торопился. Смех и гул разговоров опустились в долину вместе с ночью. Но вскоре все стихло. Усталость сморила самых стойких. Палаточный лагерь погрузился в сон.
Я сладко посапывала, лишь изредка просыпаясь, чтобы перевернуться с бока на бок. Ох, не люблю я за это спальники. Чувствуешь себя неуклюжей гусеницей. Тишину в палатке нарушал только мужнин храп.
После рева, раздавшегося в лесу, сон словно рукой сняло. Это был явно медведь. Рой мыслей в голове начал кружиться с невероятной скоростью.
- Я представила карту приюта, оценила месторасположение нашей палатки: хорошее, в центре лагеря. Мишка успеет отоужинать, может до нас и не дойдет.
- Ах, у нас же тушенка лежит открытая. Это он ее учуял. Ищет!
- С какой стороны рев? В какую сторону бежать?
- Что там говорили, как себя надо вести при встрече с михой? Ничего вспомнить не могу...
- Похоже, он бродит в лесу по тропе на Черкесский перевал. Мы же там гуляли сегодня. Фуф, пронесло!
- Блиииин, а как же мы завтра на Псенодахе будем ночевать? Там же приюта нет... Ой!
- Почему такая тишина, неужели никто больше не слышит?
Постепенно рой утих, и я опять провалилась в сон. Утром, собирая рюкзаки, прислушивались к разговорам на поляне. Никто ни слова не проронил про ночное происшествие. Будто и не ревел никто в лесу. Может оно и к лучшему. А то наслушались бы баек.
День был ясный и теплый. Нам везет с погодой. Это радует! Собрались мы за час-полтора и отправились к Фишт-Оштеновскому перевалу.
Уже по возвращению домой обнаружила, что с Армянского хребта открываются неплохие виды на могучую троицу - Фишт, Оштен и Пшеху. Ничуть не уступающий виду с Черногора, если не лучше. Эх, знала бы раньше, зашли бы на него. Придется еще раз сходить в те места. Да и "тридцатку" все же пройти хочется.
Впереди замаячили каменные завалы, которые с приюта очень напоминают стены крепости. Кажется, до них рукой подать. Но нет, нам еще идти и идти, а мне еще ползти и ползти.
К обеду мы дошли до перевала. Скинули рюкзаки на траву и устроили фотоохоту на окрестные пейзажи и цветочные ковры. По склонам рассыпь каменных кладок с названиями городов. Географию изучать можно.
Красивые отсюда панорамы на обе стороны. Уходить не хочется. Еще одна хотелка в копилку впечатлений - заночевать на перевале.
Перекусив на перевале, отправились в сторону озера. Погода стала портиться. А эта сторона еще и теневая. Прохладно, снега еще очень много. Приходится быть особенно осторожным, чтоб невзначай не умчаться вниз по склонам словно на лыжах. Но даже при этом голова крутится на все 360 градусов, а сердце замирает от восторга.
Чуть позже обнаружили на противоположном склоне двух серн. Стояли смотрели на них, а серны будто смотрели на нас. Утолив свое любопытство, они рванули со снега на зеленую лужайку. Различить их стало сложно, только по движению. Но в итоге зоркий глаз смог обнаружить целое стадо серн на этих плюшевых лугах. И опять я пожалела, что не взяла с собой хоть и старенький, но все же зум. Дома, открыв фото на весь экран, насчитала порядка 20 серн. Вот это да!
За счет сложности в оценке расстояний и размеров в горах, некоторые снежные шапки воспринимаются как небольшие участки снега. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что преодолевать эти снежники придется долго.
И вот оно! Озеро Псенодах! На самом деле увидели мы его уже давно, но оно маячило где-то там на горизонте, еле различимое на зеленом склоне.
Осталось идти совсем чуть-чуть. Но то летом. Сейчас же тропа скрыта снегом, а под ним каменные завалы. Боишься, но идешь. Можно было, конечно, обойти верхней тропой, она не столько коварна. Но возвращаться уже не хотелось.
Спустились к озеру, и словно груз с плеч упал. Здесь внизу, у воды, стоит такая тишина, нарушаемая лишь порывами ветра.
Обошли Псенодах вокруг. Покидали камушки в воронку на дне озера, пытаясь угадать ее глубину. Тщетно. Камень падает медленно, а со дна тихо всплывают пузыри воздуха, будто кто-то дышит. Воображение свою роль играет хорошо. Вместе со свинцовыми низкими тучами картинка выглядит жутко.
На дальней стороне озера заседала веселая компания. Жаль. Ужин с видом на Пшеха-Су нам сегодня не светит. Поставили палатку на противоположном берегу, в самом популярном месте. Вова разогрел еду, заварил чай. Мне нравится, что в походе старший по кухне - муж. У меня же появляется масса времени на шараханье вокруг без дела, которое на самом деле называется "в палатке уют наводить".
Изначально мы хотели посвятить вечер и утро следующего дня прогулке по склонам. Но ветер все усиливался. Иногда порывы сотрясали палатку. Над перевалом висела тяжелая туча. Желание гулять поубавилось моментально.
Но после ужина все же немного побродили по нашим владениям. Как раз напоследок выглянуло солнышко. Ветреницы в его лучах засветились, стало уютнее и теплее.
Улеглись рано. Я читала, Вова быстро провалился в сон. Моя мечта о закате на берегу Псенодаха разбилась о капризы о погоды. Палатку рвало ветром. На другом берегу ржали кони. Так я и уснула с наступлением темноты...
Поделиться с друзьями: